А.Л. Журавлев

А.Л. Журавлев (Москва, ИП РАН)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО СУБЪЕКТА1

Введение. Актуальность исследования коллективного субъекта определяется прежде всего теоретическими основаниями, важнейшим среди которых является необходимость более дифференцированного представления (или обозначения) многочисленных групповых явлений, изучаемых прежде всего социальной психологией. В настоящее время, к сожалению, термином «групповые» (пока не будем его дифференциро­вать от термина «коллективные») обозначаются чрезвычайно разнообразные явления, или феномены, имеющие место в группе. К ним одновременно относятся, например: потен­циальные и реальные, установочные и поведенческие, внут­ренне существующие и внешне проявляющиеся и многие другие характеристики группы. Такое положение, конечно, характерно для соответствующего уровня теоретического осмысления результатов исследования групповых явлений, т.е. уровня, который уже не может сегодня считаться удов­летворительным. И прежде всего существует теоретическая потребность сделать серьезный шаг в направлении диффе­ренциации и спецификации групповых явлении. Для реше­ния такой задачи есть необходимость и возможность использовать понятие «коллективный (или групповой) субъект» для обозначения определенной совокупности групповых ха­рактеристик, которые ниже будут специально рассмотрены.

Одним из теоретических достоинств понятия «субъект» является его интегральный характер и возможность исполь­зования в психологии для обозначения характеристик как индивида («индивидуальный субъект»), так и группы («груп­повой, коллективный субъект») То есть понятие «субъект» позволяет выявлять общее в психологических свойствах лич­ности, малой и большой группы и общества в целом. Можно согласиться с мнением А.В. Брушлинского, что фактически субъектом может быть общность любого масштаба, включая все человечество.

Наряду с теоретической, существует важнейшая практи­ческая актуальность выделения феномена и понятия «кол­лективный субъект»   Именно в настоящее время хорошо осознается тот факт, что любое современное общество (будь оно западным, восточным или, в частности, российским) живет в условиях различных видов угрозы для его нормаль­ного функционирования и тем более развития. Конкретно имеются в виду природные катаклизмы и техногенные катастрофы, различных масштабов войны и террористичес­кие акции, разной интенсивности экономические, идеологи­ческие, информационные и другие воздействия на людей и многое другое. Однако осознается не только угроза как некая реальность, но и единственная возможность противостоять этой угрозе общностью людей как коллективным субъектом. Хотя в каждом конкретном случае угрозы может пониматься общность разных размеров и разных масштабов (или уровней), но всякий раз эффективно противостоять и соответственно выжить можно лишь активной, целостной, совместно действующей совокупностью людей. И в этом смысле, по нашему мнению, адекватнее использовать понятие «коллективный субъект», обозначающее ту или иную общности, с соответствующими характеристиками (качествами, способностями и т.п.).

Следовательно, в настоящее время существуют как тео­ретические, так и практические основания для интенсивного исследования психологии коллективного субъекта.

Понимание коллективного субъекта в современной психологии.

В современной социальной психологии понятие «кол­лективный субъект» используется в нескольких значениях (или смыслах).

Во-первых, «коллективный субъект» и «коллектив как субъект» используются в одном и том же смысле и тем самым первое становится лишь гносеологическим смыслом коллек­тива. Поэтому когда имеется в виду онтологическое значе­ние, то используются понятия «коллектив», «группа», а когда гносеологическое значение, то — «коллективный (групповой) субъект, или «коллектив (группа) как субъект» Эти понятия рассматриваются как альтернатива «коллективу (группе) как объекту». В наиболее яркой форме такое понимание коллек­тивного субъекта встречается в социальной психологии уп­равления, оперирующей понятиями «коллектив как субъект и объект управления (воздействия)», т.е. в контексте гносе­ологического противопоставления субъекта и объекта.

Во-вторых,«коллективный субъект» понимается как аль­тернатива (в смысле противопоставления) «индивидуально­му субъекту» или «субъекту» вообще, который как бы априорно понимается как «индивидуальный субъект» Такое рассмот­рение коллективного субъекта характерно для социально-психологических исследований совместной деятельности (осо­бенно совместной трудовой деятельности), а также для исследований в области психологии труда, анализирующих совместный труд. Фактически акцент делается на том, что «коллективный субъект» — это не один и не отдельный че­ловек, а связанный с другими людьми в некоторой их общности (это взаимосвязанная и взаимозависимая группа людей).

«Индивидуальный субъект» и «индивидуальная деятель­ность» при этом являются лишь некоторыми условностями, которые допускаются в исследовании или в практическом анализе. Данное теоретическое положение наиболее четко и развернуто сформулировал Б.Ф. Ломов, который писал: «Строго говоря, любая индивидуальная деятельность явля­ется составной частью деятельности совместной. Поэтому в принципе исходный пункт анализа индивидуальной дея­тельности состоит в том, чтобы определить ее место в деятельности совместной, а соответственно и функцию дан­ного индивида в группе. Конечно, с целью научного ис­следования можно индивидуальную деятельность «вырезать» из общего контекста и рассматривать ее изолированно. Но при этом неизбежно картина становится неполной. Вообще, вряд ли возможно (и особенно в условиях современного общества) найти такую деятельность, в которой бы инди­вид, подобно Робинзону, все от начала и до конца делал сам».

При таком понимании коллективный субъект имеет и гносеологический, и онтологический смысл. Это принци­пиально отличает данный подход от первого, который опе­рирует лишь гносеологическим значением коллективного субъекта.

Однако в рамках такого понимания коллективного субъекта альтернативой ему может рассматриваться не только инди­видуальный субъект, но и несвязанная совокупность инди­видов, что принципиально важно для выделения критериев и конкретных характеристик коллективного субъекта. Это хорошо понимал еще В.М. Бехтерев, который, анализируя характерные особенности коллектива, писал: «Собиратель­ной личностью, обществом или коллективом не может быть названо случайное скопление множества лиц в данный период времени в определенном месте. Такое скопление народа есть сборище без всякого объединяющего начала, ...понятно, что о каком-либо коллективе в этом случае не может быть и речи». Поэтому можно утверждать, что взаимосвя­занность является важнейшей характеристикой коллектив­ного субъекта.

В-третьих, содержание «коллективного субъекта» есть определенное качество коллектива (группы), качество быть субъектом, которое в разной степени характеризует коллек­тивы. В последние годы это качество иногда стало обозна­чаться «субъектностью», хотя и не получило пока распро­странения. Следовательно, разные коллективы являются коллективными субъектами в разной степени. В полной же мере быть коллективным субъектом означает быть актив­ным, действующим, интегрированным, т.е. выступающим единым целым, ответственным и т.д. Характеризовать кол­лективный субъект может та или иная совокупность качеств, но принципиальное понимание при этом не изменяется. Такой смысл «коллективного субъекта» чаще встречается при изучении детских, школьных, молодежных коллективов, которые интегрируются прежде всего межличностными от­ношениями, общением и в меньшей степени — совместной деятельностью. Данное понимание «коллективного субъек­та» слабо отрефлексировано социальными психологами, поэтому сложно ответить, например, на вопрос о том, может ли коллектив (группа) не быть субъектом или всякий кол­лектив есть субъект, но с разной степенью выраженности качества субъектности?

В-четвертых, широкое толкование «коллективного субъек­та» в социальной психологии может быть представлено сле­дующим образом. Коллективный субъект есть всякая совме­стно действующая или ведущая себя группа людей. Всякая совокупность людей, проявляющая себя через любые фор­мы поведения, отношения, деятельности, общения, взаимо­действия и т.п., есть коллективный субъект. Поэтому груп­пы могут быть реальными или потенциальными субъектами. При этом «групповой» и «коллективный» субъекты чаще всего не дифференцируются. «Коллективность» же на со­временном языке социальной психологии должна пониматься как «совместность», не более того, что чрезвычайно прин­ципиально. Коллективность (совместность) нельзя смеши­вать с коллективизмом как психологическим качеством коллектива или личности в коллективе. Такое понимание коллектива и коллективности было характерно для отече­ственной социальной психологии начала XXвека и было определено прежде всего в работах В.М.Бехтерева, который писал, что «Коллектив есть коллектив и в том случае,-когда мы имеем толпу, и в том случае, когда мы имеем органи­зованное общество людей того или иного рода, как, напри­мер, научное, торговое или какое-либо иное общество, кооператив, народ, государство и т.п.». Однако необходимо признать, что близкая трактовка коллектива встречается и в более ранних работах представителей оте­чественной психологической (субъективной) социологии.

Подводя итог, можно заключить, что в современной со­циальной психологии не только не существует общеприня­того понимания «коллективного субъекта», но отсутствует даже какое-то толкование, получившее широкое распростра­нение. Различия в значениях данного понятия сегодня определяются прежде всего разным пониманием «коллек­тивности», «коллективного» в социальной психологии. Со­держание же «субъекта» (т.е. второй составляющей понятия «коллективный субъект») должно разрабатываться в соци­альной психологии именно в контексте «коллективного, только тогда социальная психология сможет внести прин­ципиально новое содержания в это понятие по сравнению с общей теорией психологии. Кстати, ни один из психоло­гических словарей не включает, а следовательно, и не тол­кует понятия «коллективный субъект». Когда нет четко установившихся, хотя бы и различных, толкований этого понятия, фактически «открыт путь» для формирования интегрального подхода, объединяющего используемые в настоящее время значения и смыслы коллективного субъек­та в социальной психологии.

Некоторые признаки коллективного субъекта

Несмотря на описанную многозначность толкований кол­лективного субъекта, его понимание остается явно непол­ным, если не выделить те основные свойства (качества) группы, которые делают его коллективным субъектом. В последнее время все чаще стал использоваться термин «субъектность», под которой понимается способностьинди­вида или группы быть субъектом, т.е. проявлять субъектные качества. Однако в литературе сложно отыскать какой-то законченный ряд таких качеств, особенно, когда речь идет о коллективном субъекте. По нашему мнению, можно вы­делить три важнейших свойства группы, являющихся необ­ходимыми и фактически критериальными в описании кол­лективного субъекта.

I. Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе способствует формированию группового состояния как состояния предактивности — важнейшей предпосылки любой активности. Критериальность данного качества со­стоит в том, что только при его наличии группа становится коллективным субъектом. Однако важными являются и кон­кретные характеристики (показатели) взаимосвязанности и взаимозависимости, причем показатели двух классов:

а) динамические (интенсивность, или теснота взаимных связей и зависимостей между индивидами в группе);

б) содержатель­ные (содержание, или предмет взаимных связей и зависи­мостей).

2. Качество (способность) группы проявлять совместные формы активности, то есть, выступать, быть единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отно­шению к себе самой. К совместным формам активности обычно относятся следующие; общение внутри группы и с другими группами, групповые действия, совместная деятельность, групповое отношение, групповое поведение, межгрупповое взаимодействие и т.п. Для обозначения данного качества груп­пы в последнее время все чаще используется понятие «актив­ность», имея в виду широкий спектр ее проявления, а не только в совместной деятельности. Использование понятия «совместная активность» позволяет объединить целую сово­купность групповых феноменов и, соответственно, понятий «совместная деятельность», «коммуникация», «общение», «групповое действие», «групповое поведение», «внутригрупповые и межгрупповые отношения» и т.п.

Здесь уместно отметить назревшую острую необходимость теоретического анализа соотношения основных понятий со­циальной психологии, среди которых на роль наиболее общих претендуют не только «активность», но и «взаимодействие»; «групповое поведение», возможно, и что-то другое (в насто­ящее время уже невозможно «пройти мимо» таких терминов, как: «бытие» группы, «жизнь» группы и т.п.).

3.  Качество (способность) группы к саморефлексии, в результате которой формируются чувства «Мы» (прежде всего как переживания своей принадлежности к группе и едине­ния со своей группой) и образ-Мы (как групповое представ­ление о своей группе). Здесь может возникать множество аналогий с образом - Я, однако, из-за полной неизученности, скажем так, групповой саморефлексивности, не будем в дан­ном случае опережать конкретные эмпирические исследова­ния выделяемого качества коллективного субъекта.

Следовательно, субъектность группы одновременно опи­сывается тремя признаками: взаимосвязанностью членов груп­пы, совместной активностью и групповой саморефлексив­ностью.

Выделяя три основных признака коллективного субъек­та, следует признать, что главным среди них является спо­собность группы проявлять совместные формы активности. Это положение необходимо пояснить следующим. С одной стороны, если группу характеризует второй признак, то вза­имосвязанность и взаимозависимость, естественно, будет иметь место, хотя обратная связь между этими признаками отсутствует С другой стороны, групповая саморефлексия (или самопознание группы) может рассматриваться как хотя и очень специфическая, но форма совместной активности, направленной по отношению к себе. Поэтому, чтобы под­черкнуть важность второго признака, можно обозначить его генеральным признаком

Сохраняя в анализе все три основных признака коллек­тивного субъекта, возможно сформулировать следующее по­ложение: для конкретных групп эти признаки характерны не просто в разной степени, но какой-то из них может быть ведущим, доминирующим, а другие будут менее выражены. Это позволяет выделять качественно различные состояния субъектности группы:

— субъектность как взаимосвязанность и взаимозависи­мость совокупности индивидов может быть обозначена по­тенциальной субъектностью, или предсубъектностью (прин­ципиально важно то, что конкретная группа может еще не проявлять совместных форм активности, но уже быть пси­хологически готовой к этому и в этом смысле быть коллек­тивным субъектом в наиболее элементарном, потенциаль­ном его качестве);

— субъектность как совместная активность обозначается собственно субъектностью, или реальной (в отличие от по­тенциальной) субъектностью, тем самым очередной раз под*-' черкивается главный смысл субъектности в способности груп­пы к проявлению совместных форм активности;                ^

—  субъектность как групповая саморефлексивность1 применительно к естественным группам, может рассматри-1 ваться наиболее сложным состоянием субъектности, далеко не* всегда характеризующем ту или иную конкретную группы.

Три основных психологических состояния коллективно^ го субъекта скорее всего могут рассматриваться как различи ные уровни субъектности: от элементарных форм взаимосвязанности к сложнейшим формам групповой саморефлек­сии — такое поуровневое развитие может быть характерным для коллективного субъекта..

И еще одно важное понятие необходимо ввести именно в этом контексте — психологический тип субъектности (и соответственно коллективного субъекта). С одной стороны, наличие наиболее выраженного признака (или признаков) и определяет психологический тип субъектности, что приво­дит к выделению, например, трех основных ее типов, со­ответствующих описанным выше признакам. Но с другой стороны, связи между признаками таковы, что наличие одного из них автоматически предполагает наличие другого, отсюда каждый из трех типов характеризуется разным числом при­знаков, чем нарушается традиционная логика построения типологий. Первый тип коллективного субъекта, основан­ный на взаимосвязанности, характеризуется одним ведущим признаком (первым); второй же тип, основанный на совмест­ной активности, характеризуется двумя признаками {и пер­вым, и вторым); третий тип коллективного субъекта (если речь идет о естественных группах) предполагает выражен­ность всех трех признаков одновременно.

Конечно, возможны и некоторые другие психологичес­кие типы коллективного субъекта, встречающиеся, напри­мер, среди специально формируемых групп социально-пси­хологического тренинга, психотерапевтических групп и т.п. Для них характерны основные формы совместной активно­сти, направленные по отношению к себе и прежде всего в форме групповой саморефлексии, т.е. наиболее выраженны­ми являются первый и третий из выделенных выше при­знаков коллективного субъекта.

Таким образом, использование основных признаков кол­лективного субъекта позволяет выделять не только психо­логический феномен субъектности в целом, но и его уровни и психологические типы.

Естественно то, что введение различных отдельно взя­тых критериев коллективного субъекта либо разных их совокупностей может сужать или, наоборот, расширять гра­ницы интересующего феномена. В тесной связи с этим воз­никает вопрос о возможности существования групп, не обладающих качеством субъектности или свойствами коллективного субъекта. Отвечая на этот вопрос, можно утвер­ждать, что такие группы возможны в определенных усло­виях, среди которых следующие:

—  стихийные группы, которые образуются в соответ­ствии с конкретно сложившейся ситуацией, а затем легко распадаются или видоизменяются, например, так называе­мые транспортные, уличные и другие подобные группы;

— территориальные группы, образующиеся по месту про­живания, хотя и могут становиться реальными субъектами, но типичные их состояния, как правило, субъектностно не характеризуются;

— любая кратковременно существующая группа, которая может быть как стихийной, так и специально, но временно (ситуативно) организованной;

—  многие естественные и организованные группы, но находящиеся на самых ранних стадиях (этапах) их форми­рования и становления, лишь номинально, но не реально соответствующие критерию взаимосвязанности и взаимоза­висимости, и др.

Следовательно, такие социальные группы, которые об­наружены лишь пространственными и временными призна­ками, реально не обладают качествами коллективного субъек­та. Однако такое толкование возможно лишь тогда, когда первый из вышеназванных признаков коллективного субъекта считается уже достаточным для отнесения к нему той или иной группы. Если же второй признак (совместная актив­ность) иметь в виду как необходимый, наряду с первым, то совокупность группы, не обладающих качеством субъектности, резко возрастет.

-   Основные направления и схемы анализа коллективного субъекта.

Коллективный субъект характеризуется множественнос­тью своих проявлений, которые зафиксированы в целом ряде понятий, используемых в социальной психологии, на­пример: коллективный субъект поведения, жизнедеятельности, деятельности, общения, отношения, познания, управления и т.д. Сходная картина обнаруживается и на индивидуаль­но-личностном уровне, например, с множественностью феномена «Я» и др. Так и здесь, можно говорить о мно­жественности проявлений феномена «Мы» (коллективного субъекта). Однако именно здесь необходимо напомнить тезис А.В. Брушлинского о том, что «субъектом является не пси­хика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические свойства, виды активности и т.д., а сам человек— деятельный, общающийся и др.». Аналогичное можно сформулировать и по отношению к кол­лективному субъекту: изучая его различные формы прояв­ления, тем не менее сами эти проявления, сколь многочис­ленными они ни были бы, невозможно называть коллектив­ным субъектом, которым может быть только коллектив, совместно действующий, общающийся, относящийся к со­циальным объектам и т.д.

Феномен коллективного субъекта проявляется через раз­личные формы совместной активности группы (или совмест­ной жизнедеятельности), которые, к сожалению, не систе­матизированы в социальной психологии из-за сложностей, связанных с их множественностью и высокой степенью раз народности. Из наиболее известных форм совместной активности можно выделить следующие (они же, по-видимо­му, и являются основными формами):

—  совместная деятельность во всем многообразии ее видов: трудовая, учебная, игровая и т.д.;

—  внутригрупповое взаимодействие в любых его фор­мах, включая установление коммуникаций, общение и т.п.

—  групповое поведение (совместные действия, выраже­ние групповых мнений, оценок, отношений к социальным и другим объектам и т.д.);

— групповое самопознание (саморефлексия) с целью, на­пример: установления групповых норм, правил поведения, их самокоррекции и т.п.

—  межгрупповое взаимодействие по самому широкому спектру вопросов, связанных с активностью своей и чужих групп.

Несмотря на предложенное группирование форм совме­стной активности группы, их систематизация представляет­ся нам относительно самостоятельной задачей, требующей специальных исследований.

Практически каждое из перечисленных выше проявле­ний коллективного субъекта представляет собой то или иное направление исследований в социальной психологии, которые в разной степени разработаны. Преимущественно изу­чается «коллективный субъект деятельности» или «субъект совместной деятельности».

Сложившиеся на сегодняшний день подходы к исследо­ванию коллективного субъекта принципиально отличаются тем, какой психологический феномен принимается за «еди­ницу» или «клеточку» анализа коллективного субъекта. Ос­новные из них схематично можно представить следующим образом.

1.  Индивидуальная деятельность рассматривается инва­риантом совместной деятельности, поэтому из индивиду­альной деятельности можно вывести все элементы деятель­ности совместной, а уже от нее перейти к анализу коллек­тивного субъекта, выполняющего совместную деятельность. В данном случае индивидуальная деятельность и есть та «клеточка» («единица»), опираясь на которую, можно опи­сать и совместную деятельность, и коллективный ее субъект. Подробный критический анализ таких представлений о «коллективной деятельности» и «коллективном сознании» выполнен А.И. Донцовым.

2.  Коллективный субъект представляет собой некоторую совокупность индивидов (личностей), находящихся в меж­личностных отношениях, опосредованных деятельностью или отдельными ее элементами (целями, например, и т.д.). То есть, основной «единицей» анализа коллективного субъекта являются деятельностно опосредствованные межличностные отношения, описание которых фактически есть описание коллективного субъекта.

3. Основной «единицей» анализа совместной деятельно­сти- и ее коллективного субъекта является взаимодействие участников совместной деятельности (или членов коллекти­ва, выполняющего совместную деятельность), однако не всякое взаимодействие, а именно предметно-направленное, т.е. ориентированное на предмет совместной деятельности. Аналогичная схема анализа (от предметно-направленного взаимодействия к совместной деятельности и коллективному субъекту) может быть использована для изу­чения и других выше перечисленных проявлений коллек­тивного субъекта.  Главное при этом — идти от анализа феномена взаимодействия элементов (членов) коллективного субъекта, направленного на познание ли, общение, уп­равление, отношение к другим социальным объектам и т.п., или же анализировать его поведение, жизнедеятельность в целом. То или иное качество (свойство, состояние) прояв­ления коллективного субъекта определяется взаимодействи­ем составляющих элементов коллективного субъекта, кото­рыми могут выступать как индивиды, так и общности разного количественного состава (см.  ниже по тексту).

Формально-структурные характеристики коллективного субъекта.

Если полагаться на последний из вышеназванных и наи­более широко трактуемых подходов к пониманию «коллек­тивного субъекта», то необходимо выделить принципиально различные формы его существования, описываемые формаль­ными (не содержательными) характеристиками, начиная с количественного состава той общности людей, которая обо­значается коллективным субъектом. В результате коллектив­ной субъект может быть представлен в следующих формах:

— диада (супруги, родитель—ребенок, учитель—ученик, руководитель—исполнитель, врач—больной, консультант-клиент, командир—рядовой и т.д, и т.п.);

—  малая группа (семья, учебная группа, производствен­ная бригада, кафедра, лаборатория, группа друзей, кружки различных хобби и т.д.),

—  группа средних размеров (малое и среднее предпри­ятие, цех крупного предприятия, типичные НИИ и КБ, вузы, организованные собрания, митинги и т.п.);

—  большие социальные группы (классы и социальные слои, этнические группы, войска, крупные политические партии, общественные движения, крупные толпы, сборища; шествия, территориальные группы и т.п.);

—  общество в целом как организованная совокупность взаимопересекающихся и включенных друг в друга (в со­ответствии с принципом «матрешки») индивидов, малых, средних и больших социальных групп.

Другим принципиальным формальным признаком кол­лективного субъекта, наряду с количественным составом, являются формы его организации, т.е. структуры связей между составляющими субъект элементами. Их многообра­зие в настоящее время не поддается какой-то систематизации и группированию, кроме упрощенного деления коллек­тивного субъекта на следующие формы в зависимости от характеристик структуры связей:

—  внешне и внутренне задаваемая организация;

— жестко, умеренно и слабо регламентированные (орга­низованные);

—  иерархически и рядоположенно организованные;

— организованные на формальных (деловых, функцио­нальных, официальных) и неформальных (неофициальных, личных) связях и зависимостях и др.

Следующей формально-структурной характеристикой кол­лективного субъекта является его однородность (гомоген­ность) — разнородность (гетерогенность), точнее их степень, по самым различным признакам, характеризующим вклю­ченные в него элементы. Чаще всего имеются в виду индивиды, входящие в коллектив (группу). Степень однородности/раз­нородности оценивается, например, по социально-демогра­фическим признакам (половозрастным, образовательному, семейному статусу и т.п.), социальным (имущественному ста­тусу, политическим ориентациям, этническому признаку и т.д.). Результатом анализа однородности/разнородности раз­личных признаков коллективного субъекта является его «ком­позиция».

Динамические (процессуальные) характеристики коллек­тивного субъекта деятельности.

Как уже отмечалось выше, различные проявления кол­лективного субъекта в социальной психологии изучены чрез­вычайно неравномерно. В настоящее время есть возможности подробнее дать характеристику субъекту совместной дея­тельности, т.е. одному из его проявлений. Однако необ­ходимо утверждать, что данное проявление есть наиболее важное. Уместно здесь напомнить и о том, что Б.Г. Ананьев, например, понятие «субъект» относил к характеристикам человека, проявляющимся в его деятельности и главным образом в трудовой деятельности. Он писал: «Человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания», а также: «Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе развития которого возникли все другие формы ее, включая игру и учение».

Исследования коллективного субъекта проводятся в не­разрывной связи с изучением совместной деятельности, поэтому выделенные свойства (характеристики) коллектив­ного субъекта одновременно являются и свойствами совме­стной деятельности. В соответствии с ее основными при­знаками выделены следующие свойства и совместной деятельности, и ее коллективного субъекта.

1. Под целенаправленностью коллективного субъекта де­ятельности в данном контексте понимается стремление к ос­новной общественно значимой цели. Целенаправленность характеризует такое состояние коллектива, когда цель имеет решающее влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе, как бы «пронизывает» ее. В свою очередь, целенаправ­ленность коллективного субъекта деятельности характеризу­ется групповыми интересами, содержанием целей, которые выдвигает перед собой группа, коллективными социальными установками, убеждениями, идеалами. Целенаправленность выражает прежде всего реально существующие тенденции в деятельности коллектива и является важнейшей характерис­тикой его социального и социально-психологического портрета.

2. Мотивированность как свойство коллективного субъекта деятельности представляет активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятель­ности. Она характеризует такое состояние мотивационной сферы участников СД, при котором имеют место эмоцио­нальные переживания потребности, влечения, желания дей­ствовать вместе, а также осознание необходимости совмес­тной деятельности и пристрастное, увлеченное отношение к ней. Мотивированность формируется в результате интегра­ции индивидуальных мотивов, их взаимного «сложения» и «переплетения». Проявляется она в особенностях активно­сти и заинтересованности членов коллектива в СД.

3.  Под целостностью (или интегрированностью) коллек­тивного субъекта деятельности понимается внутреннее един­ство составляющих его элементов. Данное свойство харак­теризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллективного субъекта. В социально-психологичес­кой и психологической литературе используются и некото­рые другие термины для обозначения целостности: объеди-ненность, цельность, сопряженность.

4.  Важным свойством коллективного субъекта деятель­ности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Хорошо струк­турированный коллективный субъект обладает прежде всего свойством легко разделяться на основные элементы или части, которые соответствуют выполняемым функциям и задачам в совместной деятельности, т.е. каждому его звену определено свое место.

5. Согласованность как свойство коллективного субъекта деятельности представляет гармоничное сочетание его чле­нов, взаимную обусловленность их действий. Для обозна­чения данного свойства в конкретных видах профессио­нальной деятельности используются также такие термины, как «координированность», «слаженность», «сработанность», «сыгранность» и т.п. Согласованность (или рассогласован­ность) проявляется на всех этапах выполнения СД и харак­теризует сочетание ее основных структурных элементов: целей и задач, мотивов, действий и операций, промежуточных и конечных результатов.

6. Организованность коллективного субъекта деятельно­сти означает упорядоченность,собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельно­сти, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность). Для обозначения свойства организованности иногда используется термин «регулируемость», а в последние годы стало широко приме­няться близкое к нему понятие «управляемость», под кото­рым понимается способность следовать управляющим воз­действиям. В данном свойстве можно выделить два основ­ных аспекта: способность коллективного субъекта деятель­ности следовать внешним организационным и управляющим воздействиям, т.е. его исполнительность, которая характе­ризует коллектив как объект управления по отношению к управленческим органам; способность коллективного субъекта самому организовываться и управлять своей деятельностью. В этом смысле организованность и управляемость характе­ризуются сплоченностью в решении внутриколлективных задач и степенью развития самоуправления.

7. Интегральным свойством коллективного субъекта де­ятельности является его результативность, которая означает способность достигать положительного итога. В результа­тивности в виде показателей конкретных продуктов дея­тельности «фокусируются» определенные уровни развития свойств коллектива. В социально-психологической литера­туре встречаются также и другие термины, близкие по со­держанию результативности: «продуктивность», «произво­дительность», «эффективность», «действенность».

Наряду со свойствами, характеризующими и совместную деятельность, и ее субъекта, выделяются свойства, имеющие отношение только к коллективному субъекту деятельности, но не к самой совместной деятельности. Общее у них в том, что они являются потенциальными характеристиками по отношению к совместной деятельности (но реальными для коллективного субъекта), например: подготовленность, ком­петентность, профессиональность и т.п. коллективного субъекта. Перечисленные свойства остаются факторами совместной деятельности.

Психологическая характеристика других проявлений кол­лективного субъекта.

В соответствии с положением о множественности про­явлений коллективного субъекта его можно характеризо­вать, например, в связи с качествами (свойствами) и внут-рисубъектных (внутриколлективных, внутригрупповых), и межсубъектных (межколлективных, межгрупповых) отноше­ний. В результате этого можно получить социально-психо­логический «портрет» коллективного субъекта отношений. И такие характеристики, т.е. не являющиеся свойствами совместной деятельности (хотя и сохраняющимися ее фак-торами, тем не менее имеющими отношение к коллектив­ному субъекту), интенсивно разрабатываются в социальной психологии. Если ограничиться ведущими свойствами кол­лективного субъекта отношений, то они могут быть следу­ющими полярно представленными свойствами:

—  сплоченность — разобщенность;

—  совместимость — несовместимость;

—  открытость — закрытость;

—  удовлетворенность — неудовлетворенность;

—  конфликтность — бесконфликтность;

—  толерантность — нетерпимость;

—  устойчивость — изменчивость;

—  доброжелательность — агрессивность;

—  уважительность — пренебрежительность.

Безусловно, данная совокупность может быть пополне­на, однако перечисленные свойства коллективного субъекта отношений реально изучаются в социальной психологии.

Следующим важнейшим проявлением коллективного субъекта является феномен общения. Как и отношения, об­щение может быть внутрисубъектным (внутриколлективным) и межсубъектным (межколлективным). Основные свойства, описывающие данное проявление (качество) коллективного субъектам изучавшиеся в социальной психологии, следующие;

—  целенаправленность — бесцельность

—  контактность — неконтактность (изолированность)

—  общительность — замкнутость

—  уравновешенность — неуравновешенность               

—  компетентность — некомпетентность

—  комфортность — дискомфортность и др.

Исходя из сравнения описанных выше совокупностей, необходимо сформулировать теоретическое положение о том, что некоторые психологические свойства коллективного субъек­та одновременно характеризуют различные его проявления, и тем самым они могут быть названы общими свойствами, а некоторые из них специфичны и характеризуют лишь отдель­ные проявления коллективного субъекта. Последние свойства составляют группу частных, или парциальных. Однако такое разделение по существу не сделано в социальной психологии, поэтому такую работу еще предстоит выполнить.

Постановка такой задачи естественна еще и потому, что различные проявления коллективного субъекта представля­ют собой психологические феномены разной степени обоб­щенности/частности. В этой связи наиболее обобщенным проявлением коллективного субъекта может быть поведе­ние, интегрирующее частные его формы, к которым отно­сятся общение, отношение, управление и т.п. Другими обоб­щенными формами активности коллективного субъекта являются также взаимодействие и широко понимаемая сов­местная деятельность. Такие, например, шкалы свойств как «активность—пассивность», «удовлетворенность—неудовлетворенность», «устойчивость—изменчивость» и некоторые дру­гие имеют отношение к любым проявлениям коллективного субъекта и тем самым могут быть отнесены к группе наи­более общих его свойств и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Абульланова К Л. О субъекте психической деятельности. М . 1973

2.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,  1969.

3.  Бехтерев В М. Избранные работы по социальной психологии

М., 1994.

4.  Брушлинский А 8. Субъект, мышление, учение, воображение. М.— Воронеж, 1996.

5. Донцов А.И Психология коллектива. М.,  1984.

б ЖуравлевA.J]. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дисс   в виде н докл     д-ра психол. н. М - ИП РАН, 1999.

7. Ломов Б.Ф Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. М.,  J984.

8 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,  1973

9. Совместная деятельность в условиях организационно-экономи­ческих изменений / Отв   ред   АЛ Журавлев   М,  1997 10. Социально-психологическая динамика в условиях экономичес­ких изменений / Отв ред А.Л, Журавлев, Е.В Шорохова. М , 1998. И Социально-психологические исследования руководства и пред­принимательства / Отв ред А.Л Журавлев, Б В. Шорохова М., 1999

10. Чернышев А.С, Крикунов А.С. Социально-психологические ос­новы организованности коллектива. Воронеж, 1991.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект  98-06-08082