Структура

Президент  -  Абульханова Ксения Александровна


Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), академик Российской Академии образования (1993). с 1987 по 2012 гг. — заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, заведующая лабораторией психологии личности, с 2013г. главный научный сотрудник Института психологии РАН, профессор кафедры психологии личности факультета психологии НИУ «Высшая школа экономики».

Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974 г.г. работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, с 1974 - в Институте психологии АН СССР (ныне РАН); с 1987 г. - 2012 г. - заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, заведующая лабораторией психологии личности. С 2013 г. - главный научный сотрудник Института психологии РАН.

Абульханова начала свою научно-исследовательскую работу под руководством С.Л. Рубинштейна в 50-е г.г. в области психологии мышления. В 60-70-е г.г. становится одним из ведущих методологов отечественной психологии. В монографии "О субъекте психической деятельности" (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.

Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни.1991).

Опираясь на типологические разработки Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова и др. и собственные эмпирические исследования, А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии). На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая трехкомпонентную структуру (осознание, переживание и практическая регуляция времени) и типологические особенности этой организации. На эмпирическом уровне проводились сопоставления абстрактно выделенных структур организации времени, активности и сознания с их реальным функционированием на разных возрастных, профессиональных выборках путем сочетания типологических, биографических, социально-психологических (полевых) и кросскультурных методов исследования, что позволило выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни их развития в зависимости от разнообразных условий. А. разрабатывается концепция социального мышления; под ее руководством исследуются особенности социального мышления российской личности и менталитета.

Вице-Президент - Кольцова Вера Александровна.


Доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН.В 1973 г. В.А. Кольцова поступила в аспирантуру Института психологии АН СССР после окончания исторического факультета Челябинского педагогического института. Ученица Б.Ф. Ломова и Е.А. Будиловой. Ее кандидатская диссертация «Общение и формирование понятий» (1977) была посвящена установлению влияния непосредственного обобщения на усвоение понятий. Участвовала в проведении совместных с американскими психологами исследований личностных детерминант общения в условиях совместной познавательной деятельности (1982-1983). Когда в ин-те психологии РАН была создана сначала группа, а затем лаборатория истории психологии, В.А. Кольцовой было доверено руководство этими подразделениями. 
Работы В.А. Кольцовой посвящены теоретико-методологическим проблемам историко-психологических исследований, проблемам источниковедения и историографии истории отечественной психологии, изучению творческого наследия отечественных ученых-психологов: А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, Н.А. Рубакина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Будиловой, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского и др. В 2004г. Докторская диссертация В.А. Кольцовой «Теоретико-методологические основы исторической психологии» (2004г.) посвящена обоснованию целостного подхода к изучению исторической психологии с позиций системности и комплексности, онтологическому анализу предмета истории психологии, концептуализации ее объекта. 
В.А. Кольцова – один из инициаторов издания и руководитель серии «Памятники психологической мысли». 
Основные труды:
Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004. 
(отв. ред.) Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

Ученый секретарь - Тихомирова Светлана Витальевна.

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии РАН.
1978 – 1984 гг. – Московский физико-технический институт, факультет управления и прикладной математики.

1982 - 1983 гг. – базовые курсы в Институте мировой экономики и международных отношений РАН (сектор США).


С 1982 по 1993 год – работала научным сотрудником в Институте трансплантологии и искусственных органов, занималась математическим моделированием и проектированием специализированных баз данных.

С 1993 по 1997 год – работа в международной лаборатории ВЕГА экспертом по телекоммуникациям в проектах по применению Интернет-технологий в гуманитарных проектах.

С 1997 по н.в. – научный сотрудник Института психологии РАН. Сначала  в группе по изучению опосредованной  техническими средствами коммуникации, затем в лаборатории психологии личности.

В 2008 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Динамика социальных представлений современной российской молодежи о празднике» по специальности  социальная психология (психологические науки)

Область научных интересов

  • Теоретические основания развития отечественной психологии – школа С.Л.Рубинштейна
  • Природа коллективных эмоций, типология, социально-психологические основания, виды проявления и их особенности.
  • Внутригрупповые и межгрупповые эмоции.
  • Праздник как сложный социально-психологический феномен.
  • Субъективные пространство и время.

E-mail: 
sti@ipras.ru