Л.А. Регуш

Л.А. Регуш, В.В.Семикин (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена)
ВОКРУГ «ОСНОВ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

В предисловии к 1-му изданию «Основ общей психологии» (1940г.) С.Л.Рубинштейн писал: «...на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его составил десяток или два десятка авторов». При изучении «Основ общей психологии» в этом нетрудно убедиться, поскольку мы встречаем многочислен­ные ссылки на конкретных авторов и их работы. Наряду с исследованиями отечественных и зарубежных психологов, в книге широко представлены работы сотрудников кафедры, которой руководил Сергей Леонидович в период создания Основ общей психологии.

Это время оказалось одним из самых плодотворных в истории кафедры психологии РГПУ им А.И. Герцена. Оно началось в 1931 году, когда С.Л.Рубинштейн был избран заведующим этой кафедрой, и продолжалось до 1942 года, включая эвакуацию (в списках профессорско-преподаватель­ского состава, эвакуированного 19 марта 1942 года, он зна­чится под номером 81). О С.Л. Рубинштейне — педагоге, организаторе психологической науки в Ленинграде его пос­ледователи подготовили и опубликовали материал к его 100-летнему юбилею. В эти дни, посвященные 110-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна, сотрудники кафедры педагоги­ческой и возрастной психологии РГПУ им. А.И. Герцена, вспоминают тот период, когда Сергей Леонидович возглав­лял эту кафедру. И уже новые поколения герценовцев гор­дятся тем, что их предшественники могли принять участие в реализации замыслов С.Л. Рубинштейна при создании им «Основ общей психологии». Попытаемся в этих заметках воссоздать жизнь кафедры как научной лаборатории, ре­зультаты исследований которой были направлены на про­верку замыслов ее руководителя, а затем представлены в «Основах общей психологии*.

В состав сотрудников кафедры в моменту прихода С Л. Ру­бинштейна в качестве заведующего входили; профессор Г.Г. Шахвердов, доценты В.Н. Мясишев, B.C. Мерлин, ас­систенты А.А. Люблинская, Н.В. Никитенко, аспирант Н.Т. Сергиенко и др. В течение 10 лет состав кафедры зна­чительно расширился и на ней работали Я.Я. Рогинский, М.Н. Шардаков, А.П. Семенова, аспиранты A.M. Леушина, А.Г. Комм, С.Н. Шабалин и др.

Принцип единства сознания и деятельности, как один из основных принципов, обеспечивающих понимание сути пси­хического, выдвинутый С.Л. Рубинштейном, требовал кон­кретизации и экспериментального подтвержения. В связи с этим сотрудникам была предложена программа иследова-ний. Наиболее полно она изложена в докладной записке проф. Рубинштейна директору ЛГПИ им. А.И. Герцена, датированной t.07.1933 г. «Основной проблемой,— писал С.Л. Рубинштейн, — кафедра избрала изучение умственного развития в связи с процессом обучения Основам наук и овладением системой знаний. Вторым разделом работы ка­федры, который надстраивается над первым, является раз­работка проблемы одаренности и специальных способностей в целях выработки в результате этой работы методологичес­ки выдержанной и практически пригодной системы тестов для диагносцирования уровня умственного развития уча­щихся, их специальных способностей и продуктивности их работы в различных специальных областях. Третий раздел научно-исследовательской работы кафедры психологии — проблема формирования характера в связи с учебно-воспи­тательной работой школы».

Экспериментальная разработка принципа единства со­знания и деятельности осуществлялась при изучении разви­тия психики ребенка в условиях воспитания и обучения, т.е. в педагогическом процессе. Этот принцип определил и тре­бования к построению экспериментальных методик. Согласно первому из них, исследование осуществляется в ходе раз­вития психики ребенка, что позволяет приблизиться к вы­явлению механизма этого развития. Второе требование, вы­текающее из предыдущего, состояло в том, чтобы «изучать детей, обучая их, и обучать, изучая развитие психики». Третье требование предписывало учет индивидуальных особеннос­тей испытуемых.

Работа по реализации этой программы была построена как процесс творческого взаимодействия руководителя с его учениками и сотрудниками. Протоколы заседаний кафедры тех лет говорят о том, что на заседаниях кафедры довольно часто с теоретическими докладами выступал сам С.Л. Ру­бинштейн, а сотрудники и аспиранты делали сообщения о постановке исследований и получаемых результатах. Члены кафедры принимали участие в обсуждении его докладов, протоколы свидетельствуют о возникающих в ходе обсуж­дения дискуссиях. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые выдержки из протоколов заседаний кафедры пси­хологии тех лет. Вот некоторые из тем докладов, с которыми выступал на кафедре С.Л. Рубинштейн: «Психология Шпран-гера» (протокол №8 от 20.05.1935 г.) — в дискуссии по док­ладу выступили Шардаков, Милявская, Зейлигер, Звониц-кая; «Французская социологическая школа* (протокол № 9 от 2.06.1935 г.); «Концепция развития речи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского» (протокол от 16.12.1937); «Развитие мыш­ления ребенка» (протокол от 20.03.1938)— в прениях по докладу выступили Шардаков, Звоницкая, Семенова; «Уче­ние о личности: учение об общей одаренности, темперамент и характер» — обсуждение главы ко 2-му изданию «Основ обшей психологии» (протокол от 20.05,1938). В этом обсуж­дении выступили с предложениями и критикой Шардаков, Семенова, Красильщикова, Шабалин. Отвечая на замеча­ния, Рубинштейн указал, что рассмотренные разделы явля­ются лишь частью общей главы о личности, высказал бла­годарность за замечания и готовность над ними подумать.

Доклады сотрудников говорят о содержании тех кон­кретных исследований, которые подчинены общей гипотезе о единстве сознания и деятельности, в частности о разви­вающейся психике ребенка в процессе обучения и воспита­ния. Сошлемся на архивные материалы. Протокол от 11.11.1937 года. Доклад С.Н. Шабалина «Роль осмыслива­ния в восприятии формы детьми-дошкольниками». Выдержка из стенограммы выступления С.Л. Рубинштейна: «В своем докладе тов. Шабалин показал, что познавательные установ­ки (не только эмоциональные) очень широко проявляются у детей. В своей методике исследования цвета и формы, исключив казуистические моменты, тов. Шабалин значительно продвинулся вперед по сравнению с Декердом, Катцем и др. В качестве отрицательного момента следует отметить, что ни в докладе, ни в самой работе не видно живого ребенка. После доклада Овсепян (стенограмма протокола от 23.11.1937 г.) о развитии наблюдения у дошкольников С.Л. Рубинштейн указывает, что «...трактовка стадий на­блюдения у Бинэ и следовавших за ним психоло.ов пред­ставляет собой ничто иное, как конкретную реализацию концепции развития. Задача тов. Овсепян заключается в том, чтобы конкретно реализовать в своем эксперименталь­ном исследовании детского восприятия иную концепцию развития. Прежде всего различные стадии существуют, они не являются однозначной и прямой функцией возраста, как этапы биологического созревания, они являются функцией знания, познавательного содержания, которым овладевает ребенок».

В контексте многих разделов Основ общей психологии результаты исследований сотрудников привлекаются для под­тверждения гипотез автора. В разделе «Развитие психики» «Ощущение и восприятие» приводятся данные исследова­ний Я.Я. Рогинского. Материалы о природе ощущений и развитии восприятия у детей представлены исследованиями Ф.С. Розенфельд, Г.Т. Овсепян, С.Н. Шабалина. Проблемы памяти и ее развития у детей даются со ссылками на ре­зультаты исследований М.Н. Шардакова, Д.И. Красильщи-ковой, А.Г. Комм. В главе «Речь» мы находим ссылки на работы В.Е. Сыркиной, A.M. Леушиной, А.С. Звоницкой, А.П. Семеновой. На фактическом материале их исследова­ний С.Л. Рубинштейном создается теория развития речи у детей. Своеобразием этих работ является поиск механизмов развития речи с единых теоретических позиций.

Одно из первых экспериментальных исследований, вы­полненных под руководством С.Л. Рубинштейна было свя­зано с проблемой восприятия у детей. В подготовленной Г.Т. Овсепян (1939 г.) кандидатской диссертации «Развитие наблюдения у ребенка, которой предпослана теоретическая статья Рубинштейна «К вопросу о стадиях наблюдения», рассматривается проблема развития восприятия у ребенка в процессе наблюдения.

Серьезный цикл исследований, осуществленных со­трудниками кафедры под руководством С.Л. Рубинштейна, относится к психологии речи. На примере этого цикла можно показать, сколь глубоки и в то же время всесторонни были эти работы.

Проводя теоретический анализ речи, в частности обсуж­дая проблему связности речи, С Л Рубинштейн выделяет два типа речи: ситуативную и контекстную с учетом двух основных ее функций — коммуникативной (речь как сред­ство общения) и сигнификативной, семантической (речь как средство отображения смыслового содержания). Связность речи определяется исходя из адекватности речевого оформ­ления мысли говорящего пониманию слушателя. Понима­ние такой речи исходит из самого ее контекста. Поэтому данный тип речи и называется контекстным. В отличие от такого типа речи (характерного для взрослых) маленьким детям свойственна ситуативная речь, понимание которой возможно лишь с учетом отраженной в ней конкретной ситуации. Изучение развития связности речи ребенка — от ситуативной к контекстной — составило предмет диссерта­ционного исследования А.М, Леущиной, а впоследствии А.С. Звоницкой По данным A.M. Леущиной видно, что у дошкольников форма речи зависит от содержания и харак­тера общения. Особый интерес представляли результаты, показывающие, как ситуативная речь через свои переходные формы постепенно становится все более и более определен­ной в своем содержании.

Анализ письменной речи, которая представляет одну из вьющих форм контекстной речи, дан в исследовании А.С. Зво­ницкой. Сопоставляя трудности овладения школьниками письменной речью, связанные с «разрывами» как в мыш­лении, так и в изложении, автор приходит к выводу, что связность мышления — генетически и логически ведущая предпосылка связности речи. В то же время установка на строгое изложение контролирует «систематику мысли». Тем самым подтверждался тезис С.Л. Рубинштейна, конкретизи­рующий принцип единства сознания и деятельности при­менительно к речемыслительным процессам: «Формируя свою речевую форму, мышление само формируется».

Сергей Леонидович одновременно с созданием «Основ общей психологии* редактирует тома ученых записок, в ко­торых участники его замыслов подробно и основательно описывают результаты проводимых ими исследований. В связи с этим интересно перечитать сборники статей, кото­рые к настоящему времени стали уже раритетами и содер­жание которых можно рассматривать как развернутую и полную информацию к кратким ссылкам на них в «Основах общей психологии»:                                                               „

Ученые записки ЛГПИ им А.И  Герцена, том XVIII/ Отв., редактор С Л Рубинштейн Л.,1939, С.Л.Рубинштейн.К вопросу о стадиях наблюдения,

Г.Т   Овсепян   Развитие наблюдения у ребенка

С.Н. Шабалин  Предметно-познавательные моменты в вое-' приятии формы у дошкольников

Б.Н. Компанейский Автоиндукция от полного светового потока

С Л. Рубинштейн. Необихевиоризм Тольмана.

М.Н.Шардаков. Курсы американской педагогической психологии.  

Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена, том XXXIV/ Отв., редактор С Л Рубинштейн Л , 1940 С.Л.Рубинштейн. Мысли о психологии                               

В.Н. Компанейский Проблема константности восприятия, цвета и формы вещей                                                          

А Г Комм. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу oсоотношении мышления и памяти).                                 

Д И  Красильщикова  Реминисценция в воспроизведении.

С.Л. Рубинштейн  Философские корни экспериментальной. психологии.

Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, том XXV. Психо­логия речи / Отв. редактор С.Л. Рубинштейн Л., 1941

С Л. Рубинштейн К психологии речи

А М Леушика  Развитие связной речи у дошкольника

А.С Звоницкая  Психологический анализ связности речи и ее развитие у школьника

А. П. Семенова Психологический анализ понимания аллего­рий, метафор и сравнения (Образ и понятие)

В Е Сыркина Психологический анализ понимания школь­ником эмоционально-выразительных моментов речи.

Ф.С Розенфельд Материалы к психологии еле по-глухонемых

С Л Рубинштейн   Несколько замечаний к психологии сле­по-глухонемых.

Атмосферу творческого сотрудничества на кафедре в годы, когда ею руководил С.Л. Рубинштейн, характеризует не толь­ко работа по общему замыслу, успешная зищита диссерта­ционных исследований и ежегодный выход сборников научных работ. Читая «Основы общей психологии», пони­маешь, что сотрудники были небезразличными участниками реализации замыслов автора В этой книге много примеров из личных наблюдений членов кафедры, они делились с Сергеем Леонидовичем своими дневниками, а может быть, специально вели эти дневники наблюдений за своими деть­ми. На страницах книги довольно часто встречаются при­меры, ссылаясь на которые Рубинштейн говорит, что это из дневника A.M. Леушиной, А.П. Семеновой, Г.Т. Овсепян, АГ. Комм, Д.И. Красилыциковой и др.

Богатство конкретных эмпирических материалов, по­лученных в рамках единых теоретических концепций, позволило С.Л. Рубинштейну сформулировать ряд суще­ственнейших положений, которые определили перспективы становления отечественной психологии. Вот некоторые из них: «В итоге онтогенетического развития в жизнь всту­пает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности». И далее в статье «Мысли о психологии» он поясняет: «Де­ятельность и действие не имеют для нас самодовлеющего значения. Всякое действие и всякая деятельность предпо­лагают действующего индивида, субъекта этой деятельно­сти». До сих пор и, вероятно, в предстоящие десятилетия, проблема становления субъекта различных сфер жизни и деятельности (учебной, профессиональной), оста­нется актуальным предметом психологических исследова­ний — одним из направлений ведущих отечественных пси­хологических школ.

Другое из положений, сформулированных С.Л. Рубинш­тейном в «Основах общей психологии*-, стало основопола­гающим для развития исследований кафедры психологии Ленинградского педагогического института на многие деся­тилетия: «Психический облик личности во всем многообра­зии ее психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в его кон­кретной деятельности. Эта последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием матери­альной и духовной культуры».

Исследования, в которых проверялась гипотеза о влия­нии содержания и приемов учебной деятельности на пси­хическое развитие дошкольника и школьника, были начаты непосредственно под руководством С Л Рубинштейна и продолжены несколькими поколениями психологов-герце-новцев. Сотрудники и аспиранты кафедры прошлых лет изучали закономерности психического развития в игровой и учебной деятельности. Результатом этой работы стали сложившиеся научные школы, которые в Ленин граде в 50— 70-е годы возглавили ученики и сотрудники С.Л. Рубин­штейна: проф. A.M. Леушина — в области развития детей дошкольного возраста, проф. А.А. Люблинская — в области развития детей дошкольного и младшего школьного возра­ста, проф. М.Н. Шардакоа— развитие подростка и юноши в учебной познавательной деятельности.

В период с 1945 по1957 годы по результатам исследо­ваний, проводимых в традициях, заложенных С.Л. Рубин­штейном, кафедрой психологии было издано 4 тома «Ученых записок» М.Н, Шардаковым были написаны монографии, обобщающие полученный экспериментальный материал, в частности «Очерки психологии учения» (1951), «Очерки психологии школьника» (1955), «Мышление школьника» (1963).

Можно сказать, что кафедра психологии РГПУ им; А.И. Герцена, одним из основоположников которой был С.Л. Рубинштейн, и сейчас хранит традиции его научной школы. Тема исследований кафедры в последние годы: «Раз­витие личности: социо- и этнокультурный аспект». В ре­ализации этой темы как и прежде сотрудники опираются на изложенные им принципы и требования к научному психологическому исследованию. Развитие идей С.Л. Ру­бинштейна состоит как в расширении сферы факторов,' определяющих психическое развитие (не только обучение, но и более широкий спектр социальных условий жизни), так и в более дифференцированном изучении познава­тельных и личностных характеристик развивающегося че­ловека.

В архивах кафедры есть записи выступлений выда­ющихся отечественных психологов, которое приняли учас­тие в обсуждении и оценке «Основ общей психологии на научной сессии, проходившей 22-24 марта 1941 г. Развер­нутую оценку «Основ общей психологии» дал Б.М. Теплов: «Ценнейшей стороной этой книги, — говорил он, — явля­ется то, что она действительно стремится отразить не только состояние нашей советской психологии, но и отразить то направление, куда движется психология. И вот в этом самое большое значение этой книги.

Одним из положений, выдвинутых в этой книге и имею­щих, по-моему, наиболее прогрессивное центральное значе­ние, является положение о психике и деятельности. ..Вто­рое положение я кратко сформулировал бы так, что изучение психики или сознания всегда и принципиально является опосредованным, что психика не может быть объектом не­посредственного познания, хотя она и непосредственно пе­реживается. Я думаю, что в такой принципиальной остроте этот вопрос, насколько я знаю, в психологической литера­туре поставлен впервые. И поэтому проблема самонаблю­дения, методически собственно самая трудная и сложная проблема в психологии, в этой книге получила совершенно своеобразное и, по-моему, правильное разрешение и рас­смотрение. Я думаю, что если бы в этой книге было только это, она бы уже была очень значительным явлением в психологической литературе.

Третье положение, которое в книге Сергея Леонидовича заняло, к сожалению, очень мало места и мало раскрыто им, но значимость которого, по-моему, очень велика, это по­пытка-Сергея Леонидовича расчленить в психическом про­цессе момент переживания и знания. Мысль эта глубоко содержательная и мысль, которая будет иметь большое бу­дущее в психологии».

Глубокий анализ и оценка вклада «Основ общей психо­логии» в отечественную психологию была дана в выступ­лениях всех участников сессии: Мясищева (Ленинград), Ком­панейского, Войтониса (Сухуми), Ананьева (Ленинград), Леонтьева (Москва), Шардакова (Ленинград), Гальперина (Харьков), Верховцева (Москва), Любимова (Москва), Го-ланта ( Ленинград).

Последние два года работы в Педагогическом институте им. А.И. Герцена С.Л. Рубинштейн готовил проект четы­рехтомника по психологии и вел соответствующую подго­товительную работу по реализации этого намерения. Осу­ществлению замысла помешала Отечественная война.

«Основы общей психологии* — учебное пособие, реко­мендованное Комитетом по делам высшей школы в каче­стве учебного пособия для высших педагогических учеб­ных заведений и университетов, поэтому Сергей Леонидович занимает активную позицию в области преподавания пси­хологии вообще и в педагогическом образовании в част­ности. Об этом свидетельствуют его выступления на ка­федре по вопросам преподавания психологии, а также со­ответствующие публикации. Вот только некоторые из со­общений на кафедре, сделанных СЛ. Рубинштейном по вопросам преподавания психологии: «О проведении курса психологии у студентов 2 курса педологического отделе­ния», «О программах по курсу Психология для педфака, дефектологического факультета и по общеинститутскому курсу» (протокол от 10.05.1935). Появляются его статьи, где с позиций психолога-практика раскрываются вопросы о взаимоотношениях учителя и ученика, о профессиональ­ных качествах учителя, о роли психологии в подготовке учителя. Этим вопросам посвящены такие малоизвестные его статьи, как: «Педагогика и психология» (журнал «Пе­дагогическое образование», 1936, №6), «Вопросы препода­вания психологии в педвузе» (журнал «Психологические образование», 1935 № 4). В письме в учебную часть (1935 г.) Сергей Леонидович дает объяснительную записку к про­грамме курса «Общая психология*, а также методические указания.

Естественно, что после выхода в свет «Основ общей психологии» — этого фундаментального труда, систематизи­ровавшего практически весь объем психологических знаний, накопленных к тому времени в мировой психологии, пре­подавание психологии качественно изменилось. О высочай­шем научном уровне этой книги говорит тот факт, что, переизданная в наше время, она по-прежнему остается со­временной.                                                              

В заключение этих заметок о совместном творчестве С.Л. Рубинштейна и кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена при работе над «Основами общей психологии» приведем отзыв В.Н. Мясищева, который он дал С.Л. Ру­бинштейну в связи с представлением его к присвоению ученой степени доктора наук.

«Отзыв о научной работе проф. С.Л. Рубинштейна

В своих работах проф. Рубинштейн дает нам систему психологии, анализ психологического наследства К.Маркса и критическое освещение ряда направлений современной зарубежной психологии.

Во всех указанных направлениях работы проф. Рубин­штейна представляют значительную ценность. В своих кри­тических работах он не только вскрывает методологические дефекты освещаемых им направлений (гештальт-психоло­гия, Лейпцигская школа, французская социологическая шко­ла, необихевиоризм и др.), но указывает и значение и положительные стороны этих направлений. Работа о пси­хологическом наследстве К. Маркса дает нам не только знакомство с его идеями, но, сопоставляя его с рядом психологических направлений, Рубинштейн дает предложе­ния к постановке и разрешению ряда психологических проблем.

Наиболее ценной работой проф. Рубинштейна является «Основы психологии», представляющие крупный вклад в со­временную психологию. Эта работа представляет систему психологии, глубоко продуманную, основанную на огром­ном психологическом материале, дающую не только' освеще­ние психологических проблем на основе самого современно­го советского и зарубежного материала, но представляющую новую ступень в построении психологии.

Из изложенного следует, что профессору Рубинштейну, являющемуся руководителем одной из крупнейших кафедр психологии, являющемуся автором работ высокой ценно­сти и значимости, должна быть присвоена ученая степень

Доктора.

Проф. В.Н. Мясищев.

ЛИТЕРАТУРА

1   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., 1940. 1. Рубинштейн С.Л. Мысли о психологии / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Том XXXIV, Л., 1940.

3.  Музей РГПУ им. А.И. Герцена — Личное дело С.Л Рубинштейна.

4.  Пархоменко О.Г., Ронэин Д.В., Степанов А.А. С.Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленин­граде / Психологический журнал   Том  10. №3   19S9.

5.  ЦГАИ 4331-34-295, Отзывы и характеристики преподавателей. При утверждении ученых степеней.  1935.

6.  ЦГАИ 4331-11-344. Программы и задания по кафедре психологии.  1935.

7.  ЦГАИ 4331-11-229. Переписка по научно-исследовательской работе. (1932-1933 г.).